Архив новостей

Апрель2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

«Налоговый маневр» между Россией и Белоруссией завершился досрочно

С мая экспортная пошлина на российскую нефть обнулилась с ростом мировых котировок.

(14 мая 2020 11:47 , ИА "Девон" )
Белорусские НПЗ из-за нерешенного ценового спора с традиционными российскими поставщиками нефти в первом квартале вынуждены были работать с 50-процентной загрузкой своих мощностей. Об этом сообщает издание «Белорусский партизан».

«ЦЕНОВЫЕ КАЧЕЛИ»
В результате заводы смогли переработать всего около 2,9 млн тонн вместо 5,9 млн тонн нефти, как было предусмотрено их бизнес-планами на 2020 год. Такая загрузка позволила нефтяникам лишь в первоочередном порядке обеспечить топливом внутренний рынок и по остаточному принципу – критический экспорт нефтепродуктов.

В результате, по итогам первого квартала Беларусь снизила экспорт нефтепродуктов на 62,5% в сравнении с первым кварталом 2019 года - до 1,126 млн тонн. При этом валютная выручка снизилась на 63% в сравнении с первым кварталом 2019 года до $525,2 млн.

Обвал мировых цен на нефть помог вернуть российскую нефть на белорусские НПЗ. При этом беспрецедентное падение мировых цен на нефть создало для Беларуси в апреле максимально привлекательные возможности для импорта российской нефти.
Именно апрель 2020 года был для белорусских НПЗ идеальным месяцем с точки зрения закупки российской нефти. Дело в том, что в это время экспортная пошлина на российскую нефть составляла $52 за тонну – примерно $7 за баррель.

Беларусь при покупке российской нефти экспортную пошлину не платит. Получилось, что на фоне падения мировых цен на нефть стоимость российского сырья составила в апреле для белорусских НПЗ около $4 за баррель, или около $29 за тонну.

Эта цена беспрецедентно низкая, если учесть, что еще в январе Беларусь закупала нефть по цене $361,33 за тонну (примерно $49 за баррель). По итогам января-февраля средняя цена импортируемой нефти для Беларуси составила, согласно данным Белстата, $339 за тонну.

Поставки нефти в Беларусь от традиционных российских поставщиков возобновились 6 апреля. По данным госконцерна «Белнефтехим», в апреле в Беларусь поступило около 2 млн тонн нефти. В том числе 1,56 млн тонн – российские поставки по трубопроводной системе и железнодорожным транспортом. Оставшийся объем – это танкерные поставки и собственная нефть.

В апреле «Роснефть» поставила на белорусские НПЗ 470 тыс. тонн нефти, ЛУКОЙЛ – 130 тыс. тонн, «Газпром нефть» – 100 тыс. тонн, «Татнефть» – 100 тыс. тонн. «Оренбургнефть», удмуртская «УДС нефть», «Нефтиса» Михаила Гуцериева и «Янгпур» поставили еще 100 тыс. тонн сырья. 
Прим. ИА Девон: ОАО «НК «Янгпур» - ямальская дочка госкомпании «Белоруснефть».

Компания «Русснефть» Гуцериева по железной дороге поставила 100 тыс. тонн. Через порт Клайпеда было поставлено 170 тыс. тонн (на «Нафтан» по железной дороге), а через порт Одесса – 170 тыс. тонн на Мозырский НПЗ по трубопроводу «Одесса – Броды». Также на белорусские НПЗ в апреле было поставлено 140 тыс. тонн белорусской нефти, которую добыла «Белоруснефть».

Белорусские НПЗ,  работавшие в этом году в течение трех месяцев фактически вполсилы, планировали уже с апреля войти в нормальный режим работы и максимально увеличить экспорт нефтепродуктов.
В начале апреля председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков говорил, что уже в апреле Беларусь доведет экспорт нефтепродуктов «до полного объема».

Однако несмотря на появившуюся возможность нарастить импорт дешевой российской нефти, белорусским нефтяникам вернуть докризисные экспортные поставки нефтепродуктов в ближайшие месяцы не удастся. Это с учетом падения спроса и цен на ключевых экспортных рынках. В 2019 году Беларусь поставила на экспорт 10,508 млн тонн нефтепродуктов на $5,189 млрд.

КАЗАЛОСЬ БЫ, ПРИЧЕМ ТУТ УКРАИНА?
Уже в апреле белорусские НПЗ стали активно наращивать поставки топлива в Украину – самый выгодный для экспорта светлых нефтепродуктов рынок. В первом квартале поставки белорусского дизтоплива в Украину ожидаемо упали – на 45% к аналогичному уровню 2019 года до 267 тыс. тонн. 
В результате доля белорусского дизтоплива в общем объеме импорта ДТ на этом рынке сжалась до 19% против 35% в январе-марте 2019 года.

Но уже в первой декаде апреля «Белорусская нефтяная компания» (БНК) увеличила суточные поставки дизтоплива в Украину на 40% в сравнении с суточными поставками в марте – до 3,62 тыс. тонн.
И это при том, что в Украине из-за карантинных мер розничная реализация топлива в конце марта-начале апреля сократилась на 30-40%. Оптовые продажи из-за замедления деловой активности также снижались.

Правда, при этом выросли и прямые железнодорожные поставки дизельного топлива из России в Украину. В первой декаде апреля они увеличились на 50% до 3,08 тыс. тонн в сутки по сравнению со среднесуточной поставкой в марте.
Поскольку и для БНК, и для российских нефтяных компаний украинский рынок остается одним из самых привлекательных экспортных рынков, в ближайшее время следует ожидать обострения конкуренции. 

В конце апреля российские нефтяные компании были вынуждены продавать бензин на бирже себе в убыток. Розничная реализация бензина в России из-за мер самоизоляции упала 40-50%, по оценкам Минэнерго РФ.

На днях в «Консалтинговой группе А-95» сообщили, что Украина впервые после 2016 года возобновила импорт бензина из России. Также с конца апреля российская  «Татнефть» начала поставки дизтоплива в Украину.

В мае круг российских производителей, поставляющих ДТ в Украину, увеличился до 6компаний. Помимо традиционных основных поставщиков – «Роснефти» и ЛУКОЙЛа – в начале мая поставки вели «Орскнефтеоргсинтез» (Орский НПЗ), «Газпром нефтехим Салават» и «Газпром нефть».

БЕЛАРУСЬ «ОТВЯЖЕТСЯ» ОТ МОНОПОЛИИ РФ
В начале мая мировые цены на нефть и топливные котировки, начали стремительный рост на ожиданиях восстановления спроса после мер по снятию карантинов. 5 мая цена нефти Brent впервые со середины апреля превысила отметку в $30 за баррель.
В мае белорусские НПЗ с точки зрения импорта нефти оказались в уникальной ситуации. Дело в том, что в мае цена поставок российской нефти для Беларуси впервые фактически сравнялась с европейской ценой. 

Причина – в снижении экспортной пошлины на нефть. С 1 мая 2020 года пошлина на российскую нефть снизилась на $45,2 за тонну по сравнению с апрелем 2020 года, или в 7,6 раза – до $6,8. Снижение объясняется резким падением цен на нефть сорта Urals. 
По данным Минфина РФ, средняя цена российской экспортной нефти сорта Urals за период мониторинга с 15 марта по 14 апреля 2020 года составила $19 за баррель, или $138,7 за тонну. Между тем, за предыдущий период мониторинга, средняя цена на нефть Urals составила $47,27 за баррель, или $345,1 за тонну.

То есть с мая экспортная пошлина на российскую нефть практически обнулилась. В результате разница между стоимостью российской нефти для Беларуси и ценой для внешних покупателей стала минимальной. Фактически она отличается на размер экспортной пошлины – на $6,8.

В сложившейся ситуации концерн «Белнефтехим» тщательно просчитывал необходимый объем импорта нефти, в том числе и российской. По итогам анализа было принято решение закупить в РФ всего 1,13 млн тонн нефти, хотя российские компании готовы были поставить все 2 млн тонн. Этого еще недавно добивался официальный Минск.

Таким образом, обвальное падение цен на нефть привело к ускоренному завершению налогового маневра в нефтяной отрасли, споры вокруг которого Минск и Москва до сих пор не завершили. Под давлением внешних обстоятельств Беларусь уже в мае 2020 года оказалась в ситуации 2024 года, когда РФ планировала завершить налоговый маневр в нефтяной отрасли и обнулить пошлины на нефть.

Эта ситуация продемонстрировала, какой же объем нефти в действительно нужен белорусским НПЗ, по крайней мере, сейчас. Это не 2 млн тонн, на что заточены мощности отечественных НПЗ, а немногим более 1 млн тонн, пишет издание.

Сложившиеся в апреле и мае ситуация с ценами на нефть – скорее, исключение, чем правило. По мене выхода из карантина из-за пандемии мировые котировки на нефть будут восстанавливаться. Значит, для Беларуси российская нефть до завершения налогового маневра будет стоить дешевле, чем для внешних покупателей. 

Правда, из-за конкуренции глобальных игроков за долю на мировом рынке нефти эта разница существенно сократилась. Поэтому решение, принятое недавно белорусскими властями о строительстве в стране нового магистрального нефтепровода «Гомель-Горки», абсолютно логично. Трубопровод соединит две ветки нефтепровода «Дружба» и два нефтеперерабатывающих завода (НПЗ).

Проект, стоимость которого предварительно оценивается в $100-120 млн, должен быть реализован в срок, когда завершится налоговый маневр в нефтяной отрасли РФ. Тогда Беларуси придется покупать нефть по мировым ценам. То есть, станет неважно, где покупать нефть.

В перспективе новая труба позволит существенно улучшить логистику импорта альтернативной нефти, поскольку появится возможность гибко «управлять» нефтью, импортируемой из украинских и балтийских портов. Новый нефтепровод также может быть использован при реверсной работе южной ветки «Дружбы» и прокачке нефти из польского Гданьска не только на Мозырский НПЗ, но и на «Нафтан». Похоже, Минск, которому в начале года пришлось спешно искать нефтяную альтернативу, уже осознал цену привязки к монопольному поставщику, делает вывод издание.

О том, как президент Белоруссиии Александр Лукашенко собирается искать новых поставщиков нефти вне РФ – читайте здесь.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Белоруссия, Белоруснефть, Белнефтехим, Кризис, Цена на нефть, трубопроводы, Украина, Налог, Налоговый маневр, Гуцериев Михаил, Транспорт, дизтопливо, Татнефть

 

к следующей новости раздела

14 мая 2020

«Хорошая проверка всего коллектива» - особый режим в «Татнефти»

к предыдущей новости раздела

14 мая 2020

В РФ нужно создать нефтехранилища на 60 млн тонн

к следующей новости главной ленты

14 мая 2020

«Хорошая проверка всего коллектива» - особый режим в «Татнефти»

к предыдущей новости главной ленты

14 мая 2020

В РФ нужно создать нефтехранилища на 60 млн тонн